Воспитание щенка начинается с его появления в доме. И правила поведения его в вашем доме должны устанавливаться вами. В каждом конкретном случае общение детей со щенком может решаться по-своему. Могут быть и обоснованные запреты. Щенок должен быть чистым и здоровым, а дети должны уметь правильно обращаться с маленьким или подросшим щенком и под контролем постоянного хозяина щенка. Напомним некоторые общие правила. В целях предосторожности никогда не позволяйте собаке облизывать вас и во время игры не подносите руки к лицу, а после игры обязательно и тщательно их мойте.
Близость ласкового, преданного и весёлого бессловесного существа благотворно сказывается на детской психике, способствуя формированию доброго, нравственно здорового характера. К тому же, приучаясь ухаживать за животным и дрессировать его, ваш сын или дочь получают возможность обогащать себя знаниями о жизни и поведении животных, вырабатывают в себе привычки к порядку, бережного ответственного отношения ко всему живому.
Нельзя играть со щенком руками, тискать, валять, злить. Привыкнув хватать хозяина за руки, щенок, подрастая, будет кусать сильнее, больно. Малейшая попытка схватить за руку должна строго и непреклонно пресекаться. Играйте со щенком только игрушками: отрезок резиновой трубки, мяч из толстой резины, деревянные палочки в форме небольшой гантели и ровные нетолстые прямые длиной 15-18 см. Можно использовать нетолстый жгут из прочных тряпок, обрезки сравнительно толстой верёвки. Для развития общения с особями своего вида полезна и эффективна игра со щенками-сверстниками, допустима и со взрослыми собаками мелких пород. Необходима игра в прятки, бег, преодоление небольших препятствий, например нетолстого бревна, неглубокой канавки, низкого заборчика, движение по доске - невысокой перекладине и т.п.
Не разрешайте щенку, когда он подходит к вам или когда ласкается, прыгать на вас и на детей, опираясь передними лапами. Приучайте ласкаться, стоя на всех четырёх лапах или в сидячей позе. Ведь подобные нежелательные привычки у собаки могут остаться со щенячьего возраста в результате запечатления. Необходимо обязательно прекращать малейшую попытку вашего щенка играть с чужими детьми. Когда щенок удаляется от вас и собирается подбежать к постороннему ребёнку, применяйте в соответствующей интонации команду «Ко мне!», а при наличии попытки взять у ребёнка пищу или игрушку, подавайте команду «Фу!» в повышенной интонации и, если щенок находится на поводке, то сигнал следует подкрепить рывком поводка. Щенки чутко воспринимают все воздействия и быстро начинают отличать своих детей от чужих, а также что им разрешается, а что запрещается. Не следует позволять щенку, который возбуждается от того, что вы берёте его на прогулку, прыгать около вас и лаять. Такая привычка очень нежелательна, так как щенка приходится выводить рано утром и поздно вечером, что вызывает беспокойство и недовольство у жильцов, живущих рядом. Во время прогулок продолжайте формировать нужное поведение щенка. Например, не следует разрешать щенку подбирать найденные кусочки корма с земли. Не приучайте ловить в полёте брошенное вами лакомство. Его следует давать только с руки, и следите, чтобы щенок не брал упавшие на землю кусочки лакомства. При встрече с посторонними людьми, и даже вашими знакомыми, реакция щенка может быть различной - оборонительной в пассивной или активной форме, либо спокойной, индифферентной, но во всех случаях следует не допускать, чтобы посторонние люди ласкали или давали что-то съедобное вашему щенку либо стремились напугать или чем-то ударить.
У щенка следует формировать спокойную, смелую реакцию на посторонних людей, различных животных, на многообразные другие сильные раздражители окружающей среды. Не следует поощрять агрессивную реакцию вашего щенка к другим щенкам, домашним животным, людям. Активно – оборонительную реакцию собака должна проявлять только по сигналу хозяина, она вырабатывается позже в процессе специальной дрессировки. Раннее развитие злобы вызывает у щенка нервозность, поэтому это нежелательно. Прогулки со щенком на поводке в особо людных местах могут вызывать как пассивность (даже страх), так и активность в форме лая на проходящих мимо. Следует тормозить лай щенка и увеличить скорость движения между людьми. Щенок при этом ведёт себя уравновешеннее, перестаёт отвлекаться и лаять. Повторение подобных прогулок развивает у щенка спокойную, смелую, безразличную реакцию к окружающим людям и животным. Когда щенок проявляет трусость, поджимает хвост и стремится прижаться к ногам хозяина, проявите внимание и сдержанность к нему, пока он не освоится в новой обстановке. Ободрите его поглаживанием, лаской, не спешите и дайте щенку присмотреться, принюхаться, прислушаться, то есть сориентироваться в незнакомом пугающем месте и успокоиться. Во время повторяющихся прогулок по городским улицам, по тротуару у щенков формируется пространственная и предметная ориентировка (в этом важная роль анализатора пространства), определённая осторожность к отдельным раздражителям и спокойная реакция на движущихся людей и транспорт. Щенок постепенно привыкает следить за изменчивой обстановкой, идущими людьми, машинами и при этом чутко реагировать на поведение и сигналы хозяина. На различные пространственные ситуации вырабатываются ситуационные условные рефлексы.
Если щенок выводится на прогулку, то необходимо давать ему свободно побегать и общаться с другими собаками. Если обстоятельства не позволяют отпустить щенка, то необходимо давать ему возможность бегать, находясь на длинном поводке. Периодически подзывайте щенка по команде «Ко мне!», поощряйте и отпускайте снова бегать по команде «Гуляй!». Нельзя пускать щенка или взрослую собаку безнадзорно.
Собаке нужны любовь, забота и определённая строгость, а при необходимости принуждение в обращении с ней. Следует в обязательном порядке требовать выполнения нужных действий при выработке навыка на произнесённую вами команду. Только чёткая требовательность воспитывает нужное поведение собаки.