В технике дрессировки неизбежно возникает необходимость придерживаться принципа «от простого к сложному», последовательного сочетания вырабатываемых навыков с учётом их взаимовлияния. Дрессировка начинается с выработки самых простых и в первую очередь необходимых инструментальных условных рефлексов. Например, без выработки контакта с собакой её дрессировка невозможна.

Как правило, начинать выработку простого навыка надо по возможности в полном его объёме, избегая строгого его деления на элементы, стадии, периоды и т.п., и чётко представлять конечную цель. Все навыки, так или иначе, в конечном итоге находятся в определённой взаимосвязи и взаимовлиянии, проявляясь в различных комбинациях между собой. Простые навыки используются для наталкивания действий собаки в процессе начальной стадии выработки более сложных навыков. Образуются новые комплексы и в какой-то мере видоизменяются старые. В этом состоит суть динамичности стереотипов жизни. В тех случаях, когда возникают попутные, но нежелательные, их приходится упразднять. Необходимо так строить дрессировку, чтобы переделок стереотипов было как можно меньше.

Начинать выработку по частям, отдельным компонентам, нужно лишь в случае сложных навыков, которые не удаётся формировать сразу в полном объёме. Обычно сначала вырабатывают более простые составные элементы и затем, опираясь на них, не затягивая процесс во времени, подключают выработку последующих частей данного навыка, видя в целом общий конечный результат. Например, вначале приучают собаку брать предмет (деревянный, тряпочный) зубами и держать его, отдавать по команде «Дай!», затем – поднимать с земли брошенный на виду у собаки предмет и отдавать его дрессировщику, в последующем приучают находить по запаху предмет, заброшенный в траву, кусты и подавать хозяину по его сигналам. В последующем вводят разнообразие предметов по форме, качеству, тяжести и т.д., в зависимости от специализации будущей работы собаки.

В дальнейшем на основе достигнутых результатов вырабатывают навыки выбирать предмет из многих по заданному запаху и только в последующем подключают выборку человека по запаху его вещи из группы людей. На этом схематично изложенном примере видно, как идёт процесс наращивания всё более сложных элементов одного общего сложного стереотипа. Таким образом, процесс усложнения и перестройки динамического стереотипа происходит поэтапно и он как бы вырастает из более простых компонентов, которые сочетаются между собой и последовательно присоединяются друг к другу. Если задерживаться на выработке отдельных элементов больше, чем необходимо, то процесс выработки в целом всего сложного стереотипа затягивается по времени, ибо чем прочнее стереотип, тем он труднее и дольше перестраивается при подключении новых элементов, входящих в сложный навык.

Во всех случаях формирования любого динамического стереотипа (навыка) возникают затруднения, и процесс удлиняется во времени, если допускается хаотическая, бессистемная дрессировка, когда на одном занятии пытаются вырабатывать сразу несколько навыков. Скачки с одного навыка на другой бессмысленны, затрудняют их выработку, идёт процесс торможения одного навыка другим, возникают многократные ненужные перестройки динамических стереотипов (навыков).

Выработка каждого очередного навыка должна в той или иной степени последовательно сочетаться с теми, которые уже выработаны и отдельные компоненты которых могут использоваться в качестве наталкивающих приёмов или даже входить в состав новообразующихся.

Такая последовательно-сочетательная система ускоряет ход всего процесса дрессировки в целом, что и делает собаку более эффективным помощником и другом. Это выражает и естественную взаимосвязь, и зависимость всех навыков между собой. Динамические стереотипы в ходе дрессировки усложняются, совершенствуются, проявление навыков становится потребностью собаки, и они чётко выполняются в необычных сложных условиях в форме различных комплексных сочетаний между собой в ходе работы собаки по своему назначению.