Уже с первых дней появления щенка в вашем доме начинается процесс формирования приспособительных поведенческих реакций к новым условиям жизни и требованиям хозяина в форме команд, жестов в процессе ежедневного ухода, кормления, игр и прогулок. Это ещё не дрессировка щенка, а только подготовка к ней. Инстинктивные формы поведения дополняются образованием многочисленных рефлексов. Щенок привыкает к постоянному месту на базе территориального инстинкта и усваивает команду «Место!». На основе иерархического инстинкта устанавливается контакт с хозяином (вожаком), возникает привязанность, послушание, взаимодействие. Щенок запоминает кличку, приучается к выходу во двор на прогулку.
Выработка первых навыков необходима для управления поведением щенка. Его приучают к шлейке, ошейнику и поводку, а чуть позже и к наморднику. Команды «Ко мне!», «Гуляй!», «Место!» и другие применяются ежедневно как необходимость при обращении со щенком. С 2- и до 6-7-месячного возраста осуществляется воспитательная дрессировка щенка. Она включает выработку первоначальных навыков в упрощённой форме, с последующим их усложнением с учётом возрастных изменений в поведении щенка.
Дрессировка щенка-это последовательный непрерывный процесс, растянутый во времени и состоящий из воспитательной дрессировки с последующим переходом к общему курсу дрессировки.
К сожалению, большинство владельцев домашних собак не занимаются их дрессировкой. Поведение таких собак формируется стихийно под влиянием условий жизни и тех или иных требований хозяина. Как результат у собак возникают и закрепляются навыки часто ненужные, а иногда и вредные. Не следует забывать, что собака-животное хищное и агрессивная собака представляет опасность для окружающих. Владельцы собаки, не прошедшей курс дрессировки, часто вынуждены держать своего питомца взаперти, тогда как воспитанная собака пользуется большей свободой и доверием окружающих. А залогом успешной дрессировки собаки является ранняя воспитательная дрессировка щенков.