Как воспитывать щенка. (Период 1,5-6 мес.)
Приобретая 1,5-2-месячного щенка, человек полностью берёт на себя ответственность и заботу за его содержание, уход, кормление и воспитание, с учётом той цели, для которой он предназначается, когда станет взрослым. Для правильных и осмысленных действий надо усвоить, в чём состоят особенности развития нервной системы щенка в этот период. Что допустимо и чего нельзя делать при обращении со щенком? Какие навыки следует вырабатывать в первую очередь и почему?
Развитие нервной системы щенка.
Период 1,5-6 месяцев характерен высокой скоростью и уровнем интенсивности образования условных рефлексов. Интенсивно начинают проявляться ориентировочные, оборонительные и игровые условные рефлексы. Продолжается критический (чувствительный) период, то есть время запечатления (до 3,5-месячного возраста). В этот период очень важно правильно организовать воспитание щенка.
Нервная система щенка наиболее реактивна как к благоприятным, так и неблагоприятным условнорефлекторным воздействиям, хорошо запоминается то и другое. Возрастает активность в деятельности мозга, особенно его коры, и к 6-месячному возрасту рост массы головного мозга прекращается, и в это время понижается интенсивность и уровень выработки условных рефлексов. В этот период формируются типологические особенности высшей нервной деятельности. Уже в 3-4-месячном возрасте появляются отдельные щенки с резко новыми чертами поведения, например с проявлением пассивно-оборонительной реакции. Для её угашения в этом возрасте необходимо бережное и ласковое отношение к такому щенку и многократное повторение той ситуации, в которой она проявляется, чтобы ознакомить щенка с такими раздражителями. Причём в 3-4-месячном возрасте мозг достигает уже такого высокого уровня развития, что щенки могут дрессироваться сложным навыкам также успешно, как и взрослые собаки. Однако нервная система щенка ещё легкоранима, и требуются умеренная нагрузка в работе, средней силы раздражители. Следует обращаться ласково, осторожно, но требовательно и всегда добиваться исполнения команд (если потребуется и путём принуждения), иначе ваши требования не будут для щенка обязательны всегда. Наказывать и пугать щенков недопустимо (лучше упредить последствия от запечатления). Сроки появления пассивно-оборонительной реакции могут варьироваться от 2 до 3-4 месяцев, а иногда и до более старшего возраста в зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы щенка. Поэтому при выборе и воспитании щенка для определённого вида работы (для служебного назначения, охоты, спасательной службы и др.) необходимо учитывать не только возрастные особенности развития этой реакции, но также наследственные свойства нервной системы у разных пород собак и конкретно у родителей щенка. Возникновение пассивно-оборонительной реакции у 3-4-месячных щенков резко меняет поведение и определяет последующую характеристику нервной деятельности, так как формируются типы ВНД.
Нужны меры, укрепляющие силу нервных процессов, разнообразие внешней среды при воспитательных воздействиях (прогулках), упражнения, развивающие смелость, агрессивность, если она необходима. Поэтому от того, как ведёт себя владелец по отношению к своему щенку именно в этом возрасте, зависит, какой будет его собака взрослой по своим рабочим качествам и послушанию. Обучать следует только тому, что сейчас и в будущем окажется необходимым для общения с ним и его работы как помощника и защитника с учётом возраста.
Понятие «воспитание» шире по своему содержанию понятия «дрессировка». Воспитание щенков -это процесс, который осуществляется постоянно во всех необходимых случаях, когда щенок или взрослая собака проявляет нежелательные отклонения, самоволие в своём поведении при ежедневном общении с ними: дома, при уходе за ними, на прогулке, во дворе, на улице, в поле, в лесу, на болоте и т.п.- и во время служебной работы, охоты на птиц и зверей взрослой собаки независимо от специфики дрессировки. Хозяин-дрессировщик поощряет положительное поведение и всегда упреждает или тормозит проявления нежелательных действий собаки. Такой процесс необходимой тренировки часто возникает неизбежно сам по себе, автоматически. Важно только осмысленно и технически умело его осуществлять.
Воспитание щенка -это процесс систематического и целенаправленного воздействия на психическое и физическое развитие щенка с целью выращивания полноценной собаки (служебной или охотничьей), это создание нормальных условий жизни. Воспитание тесно связано с процессом дрессировки - выработкой навыков, нужных для дисциплинирования собаки, то есть как для приучения к строгому порядку в поведении всюду и всегда, так и для выполнения собакой определённой специализированной работы (спасатель, сторож, охотник и др.).