В своей основе методика и техника выработки общедисциплинарных навыков применима как для щенков разного возраста, так и для взрослых собак, выращенных в домашних условиях, где никакой целенаправленной воспитательной дрессировки с ними не проводилось. В чём же состоит особенность практического применения методики и техники, например, для щенка в возрасте 2-6 месяцев или 6-8-10 месяцев и взрослых собак? Чем старше по возрасту становится щенок, тем более сближаются общие подходы в обучении и воспитании щенков и взрослых собак, и, напротив, чем моложе щенок, тем больше требуется внимание и осторожность в воспитательных воздействиях на щенка в сочетании с его обучением. Учитывая возрастные, породные и другие особенности поведения щенков, необходимо соблюдать следующие правила.

1. При дрессировке щенков сила раздражителей при выработке у них условных рефлексов должна соответствовать возрасту, то есть чем моложе щенок, тем более осторожно, но неуклонно необходимо воздействовать на щенка, добиваясь конкретной активной работы, посильной его возрастным возможностям. Действие применяемых раздражителей при выработке навыков должно быть эффективным и ни в коем случае не вызывать у щенка страха, пассивности, неповиновения, утомления, а только конкретные необходимые ответные реакции, которые определяют конечный положительный результат, подкрепляемый лакомством.

Необходимо строго следовать правилу: последовательность с постепенным переходом от простого к более сложному. Не следует допускать суровости, грубости и т.п. Однако наряду с этим нельзя позволять никаких поблажек, снисходительности, безнаказанности. Нетребовательность порождает распущенное поведение щенков, а в будущем доставит хозяину много трудностей и неприятностей.

2. Рабочая нагрузка на щенка должна быть примерно в 2-3 раза ниже, чем на взрослую собаку. Щенки более возбудимы, но у них слабее проявляется торможение. Каждый урок с молодыми щенками должен продолжаться кратковременно, но в течение дня таких уроков может быть несколько (до 4-7 уроков-упражнений). При первоначальной выработке любого навыка нужно соблюдать принцип: систематичность и регулярность. Это особенно необходимо в течение первой недели обучения при выработке нового навыка. Не требуйте от щенка непосильных задач, тогда не будет причин для применения мер принуждения или наказания.

3. Каждое посильное требование к щенку должно быть для него обязательным и заканчиваться положительным результатом. При необходимости надо непременно добиться от щенка выполнения нужных действий, но принуждение должно применяться с учётом его возраста и особенностей поведения. Характерные черты поведения, обусловленные происхождением породы и склонностью к определённой работе, требуют индивидуального подхода к воспитанию в сочетании с обучением: не следует приписывать всем щенкам одни и те же врождённые свойства психики, а нужно научиться дифференцированно подходить и, учитывая их различия, формировать желательный тип поведения. Развитие индивидуальности – закон природы.

4. Всё, что не должна делать взрослая собака, не должен делать и щенок. Щенку необходимо усваивать ежедневно два противоположных требования: «разрешено» и «запрещено». Они определяют весь процесс воспитания и дрессировки, упреждают проявление распущенности и своеволия, формируют дисциплинированность и чёткость в работе.

Труднее и продолжительнее формируется запрещение, так как оно связано с образованием тормозных условных рефлексов. Запреты могут быть связаны с подавлением инстинктивных потребностей организма, например не брать корм, найденный на земле. У крупных щенков при половом созревании возникает стремление доминировать над дрессировщиком (слабым и неуверенным хозяином), то есть проявление вожака стаи. Собака должна чувствовать ведущую роль хозяина-вожака. Формирование чёткого различения того, что «запрещено» и что «разрешено», начинается с первых дней появления у вас щенка.

5. Общение и контакт нужно бережно взращивать со щенячьего возраста. Способность к общению – свойство врождённое, но оно развивается соответствующим воспитанием и дрессировкой. Приспособление щенка к условиям жизни начинается посредством врождённого и приобретённого подражания, поэтому необходимо общение щенков со сверстниками и взрослыми собаками.