Эта информация будет полезна всем начинающим дрессировщикам и тем, кто обучает собаку самостоятельно. Прежде всего, напомним, что дрессировка - это совокупность последовательных воздействий на собаку с целью выработки и закрепления условных рефлексов, определяющих дальнейшее ее практическое использование.
В процессе обучения часто допускаются ошибки, затрудняющие первоначальный этап формирования необходимого условного рефлекса. По своему характеру они делятся на 2 группы: это методические и технические ошибки.
К первой группе относятся:
действия дрессировщика, при которых не учитывается, то, что собака по своему "психическому развитию находится на более низкой ступени, чем человек. Например: собаке не свойственно абстрактное мышление, она не в состоянии понять рассказ хозяина о просмотренном фильме. Так же пониманию собаки будет недоступна фраза: "Принеси мне мячик через 10 минут, но сообщение типа: "принеси мяч" не вызовет никаких затруднений (при наличии выработанного условного рефлекса на данную команду).
Действия дрессировщика, ведущие к образованию "нежелательных связей". Например: если при обучении работе по следу предметы всегда лежат в одном и том же месте или всегда на одном расстоянии от угла, то собака привыкает к расположению предметов и перестает внюхиваться в след. Так же часто собака при виде кусочка лакомства покажет вам все, что умеет: и сядет, и ляжет, и снова сядет...
Ко второй группе ошибок относятся следующее:
отсутствие у дрессировщика представлений о правильности того или иного навыка (незнание нормативов по различным курсам дрессировки);
неумение дрессировщика в процессе обучения заинтересовать собаку;
неправильное применение дрессировщиком системы поощрения и наказания (частное преобладание наказания над поощрением или наоборот).
Основные причины вышеперечисленных ошибок:
отсутствие возможности у собаки говорить (выражать свои мысли с помощью определенных понятий);
различный уровень мышления и разное устройство психики собаки и человека;
преобладание работы инстинктов над работой "сознания" у собак, в отличие от человека, который контролирует сознанием свои инстинкты.
Существуют так же причины, зависящие непосредственно от дрессировщика:
нерациональный выбор породы, т.е. выбор собаки, неподходящей по своему характеру и поведению для данного человека, а так же использование собак не по их назначению. Агрессивная собака не годится на роль няньки для детей и таких пород нужно избегать, когда выбираете собаку для ребёнка; агрессия собаки будет направлена не только в сторону чужих людей, но в первую очередь в вашу сторону; когда уделяется больше внимания в процессе обучения тем навыкам, которые собака лучше усвоила. До занятий приходится часто наблюдать, как дрессировщик множество раз готов демонстрировать, с какой легкостью его собака преодолевает барьер метр восемьдесят. Особенно если рядом человек, питомец которого этого еще не умеет, но совершенно не хочет уделять время тем приемам, которые даются его собаке с трудом и требуют от дрессировщика дополнительных затрат времени и сил, и часто не малых;
замена основного принципа обучения - "обучение в действии" ("учимся, играя") на принцип - "сила - кратчайший путь к успеху";
Отсутствие у многих дрессировщиков терпения и систематичности при работе с собакой.
В завершение хотелось бы отметить, что не существуют двух одинаковых по поведению собак. Ваша собака не будет точной копией предыдущего питомца или собаки Вашего знакомого. Но в любом случае уровень работы собаки (четкость в выполнении команд, работа в трудных условиях) определяется в первую очередь затратами труда и времени, вложенными в нее владельцем, а так же четкостью представлений дрессировщика о желаемых результатах и возможных путях их достижений.