Успех методики и техники в практических действиях дрессировщика заключается в её свойствах активизировать дрессировщика на самостоятельные поиски в каждом конкретном случае своих дополнительных методических и технических приёмов по управлению поведением своей собаки, особенно в непредсказуемой обстановке. Сложившиеся стандартные методические приёмы нужно осуществлять применительно к индивидуальным особенностям своей собаки. Как известно, каждое животное обладает неповторимостью как во внешнем облике, так и в психических поведенческих реакциях даже на одни и те же раздражители окружающей среды, тем более на их разнообразие в процессе дрессировки. Возникает настоятельная необходимость проявления со стороны дрессировщика постоянной наблюдательности за ответными поведенческими реакциями собаки, нужно умело и своевременно давать им психофизиологический анализ и, в случае необходимости, вносить поправки в свои действия в процессе формирования того или иного условнорефлекторного навыка. Обучение собаки – это процесс творческий, предполагающий прежде всего творческое соучастие каждого дрессировщика в применении тех общих рекомендаций, которые излагаются в руководствах, то есть применение их надо соотносить с характером поведения своей собаки в каждом конкретном случае. Любая теория бесполезна, пока к ней не будет приложено действие, которое приводит к желаемым результатам. Понять первопричину какого-нибудь поведения животного и его изменения в конкретно взятой ситуации, значит ответить на вопрос: какая потребность вызвала его. Например, реакция на пищу у голодной собаки будет иной, чем у сытой. Каждый дрессировщик должен быть способен к творчеству, опираясь на знания психики собаки, методов и техники дрессировки и на ту целостную информацию, которую он получает с помощью своей наблюдательности и интуиции при анализе поведения своего воспитанника.
В понятие индивидуальности дрессируемой собаки входят очень обширные характерные особенности, отличающие её от других, в частности такие, как принадлежность к определённой породе, возрасту (щенок, взрослая собака), половые особенности (сука, кобель), врождённая приспособленность к той или иной работе (охотник, сторож, пастух, спасатель), проявление преобладающей реакции поведения ( пассивно- или активно-оборонительной, пищевой или др.), определённый тип высшей нервной деятельности (холерик, сангвиник и др.), возможные проявления у собаки в повседневном поведении ранее возникших нежелательных привычек, мешающих настоящей её дрессировке (например, проявление трусости при звуке выстрелов, чрезмерная агрессивность к посторонним людям, навязчивое стремление собаки постоянно держать в пасти предмет как результат излишних упражнений при выработке навыка апортировки и др.). Взаимосвязь ряда отличительных черт в поведении животного определённым образом оказывает влияние на характер формирования вырабатываемых навыков. Эти влияния могут быть как положительного, так и отрицательного свойства, то есть собака с положительными качествами нервной системы и характером эмоциональных реакций быстрее усваивает требования дрессировщика, и, напротив, с отрицательными – процесс обучения протекает часто с большими трудностями. Много усилий требуется, чтобы затормозить у собаки нежелательные реакции на определённые раздражители внешней среды (например, громкие звуки, вспышки осветительных приборов, наличие посторонних животных, шум транспортных средств, внезапное изменение привычной обстановки и других условий) и только затем формировать нужные навыки.
В зависимости от целей, преследуемых дрессировкой, крайне важно избирательно подходить к процессу отбора собак для подготовки их к конкретной специализированной работе, то есть учитывать индивидуальные природные склонности к той или иной работе. Имея в виду взаимовлияние многих индивидуальных особенностей поведения собаки на её рабочие качества, дрессировщик начинает глубже понимать свою роль, характер применяемых методов, своих технических приёмов, направленных на обучение животного дисциплинированному повседневному поведению и конкретной работе. Следует иметь в виду также роль и остроту органов чувств собаки, способность проявлять элементарную рассудочную сообразительность, догадливость. У молодых щенков важную роль выполняет фактор запечатления.