Мастерство дрессировки обеспечивается соблюдением условий работы, то есть на основе учёта особенностей памяти собаки и других особенностей психики, законов формирования условных рефлексов устанавливается порядок повторения упражнений при выработке навыков с учётом индивидуальности собаки, особенно её выносливости, работоспособности, памяти, отношения к сильным и слабым раздражителям и многого другого.
Переход информации из кратковременной памяти в долговременную, как показывают опыты физиологов на лабораторных животных, происходит после упражнений в течение примерно 15-30 минут. Если в течение этого времени мозг животного испытывает какое-либо сильное воздействие, то память о происшедшем накануне исчезает. Исходя из этого, следует определять режим упражнений при обучении собаки. Кратковременная память обеспечивает сохранение временных связей (рефлексов) в течение относительно короткого времени. Каких-либо определённых временных критериев, характеризующих её длительность, не существует. Её особенностью является уязвимость к чрезвычайным воздействиям, нарушающим её. В нервных клетках мозга при обучении в течение определённого времени (минуты, часы) после его завершения идёт процесс консолидации, реорганизации межнейронных связей на основе метаболических процессов. Всё это лежит в основе долговременной памяти. Её основное свойство – устойчивость к чрезвычайным воздействиям, что и обеспечивает длительное сохранение временных связей, то есть навыков – сформированных новых комбинаций движений в процессе жизни и, в частности, при дрессировке животного. Возникает закономерный вопрос: как часто следует повторять одно и то же упражнение при выработке у собаки определённого навыка? На этот вопрос получен ответ в лабораториях академика И.П.Павлова. Опыт носит название - угашение условного рефлекса с подкреплением. При повторении много раз одного и того же условного раздражителя, сопровождаемого подкреплением и уменьшением промежутков времени между упражнениями, величина условного рефлекса начинает падать, доходя иногда до полного прекращения. И.П.Павлов объяснял это явление утомлением, то есть истощением нервных клеток длительными многократными раздражениями. Для достижения эффективных результатов необходимо осуществлять оптимальное количество упражнений и достаточный промежуток времени между ними.
В практике дрессировки собак количество упражнений в каждом конкретном случае может значительно колебаться в зависимости от многих факторов: возраста и породы животного, сложности вырабатываемого навыка с учётом стадии его формирования, типа высшей нервной деятельности собаки и характера преобладающих реакций поведения, силы применяемых раздражителей и характера их подкреплений, метода дрессировки и т.д. Практически решать этот вопрос всегда должен сам дрессировщик, опираясь на свой опыт, наблюдательность и анализ реакций собаки, знания, информацию, изложенную в книгах, и помощь специалистов.
С учётом опыта практики дрессировки и психофизиологических закономерностей поведения собак, способности к запоминанию, можно привести ориентировочный общий оптимальный режим упражнений, который сводится к следующим принципам.
1. В течение одного дня при проведении двух занятий (утром и вечером) по дрессировке собаки в среднем допустимо всего 15-20 упражнений при выработке простого навыка на пищевом подкреплении. При выработке навыка на основе оборонительного инстинкта количество упражнений снижается – до 10-12 для простого навыка и до 2-3 – для сложного.
2. После каждого упражнения предоставляется отдых от 3 до 15-20 минут. Конкретная продолжительность определяется в каждом конкретном случае на основе учёта комплекса данных – сложности навыка и стадии его формирования, активности действий собаки и её темперамента, степени утомляемости собаки и др. количество упражнений для щенков в начальный период дрессировки в 2-3 раза меньше, чем для взрослых собак.
3. Если предусматривается переход от выработки одного навыка к другому на одном занятии, то промежуток между ними по времени (для отдыха) должен составлять не менее 30 минут. В течение недели собаке следует предоставлять 1-2 дня, свободных от дрессировки. Отдых для нервной системы повышает уровень проявления условных рефлексов у собаки.
Определённый режим дрессировки, интервалы времени между упражнениями необходимо особенно соблюдать в начальный период выработки любого навыка, в дальнейшем в режим вносятся, при необходимости, коррективы. Изменения вносятся в зависимости от того, насколько эффективно идёт процесс выработки навыка, степени работоспособности собаки, то есть на активных сильных собак нагрузка увеличивается, на слабых либо на молодых собак и тем более на щенков – нагрузка уменьшается. По мере формирования навыка вначале количество упражнений постепенно увеличивается. Интервалы между упражнениями видоизменяются в дальнейшем как в сторону увеличения, так и уменьшения до минимума (когда навык сформировался). Когда выработанный навык включается в комплекс с другими навыками, интервалы между упражнениями и их количество могут колебаться в самых разнообразных вариантах.
По мере накопления опыта дрессировки, развиваются чувство меры, интуиция, умение определять и поддерживать оптимальный режим упражнений, проявлять разумную инициативу и творчество в обучении животного. Важно как можно раньше подмечать упущения в определении режима упражнений и корректировать их.
В конечной, завершающей стадии, когда навык чётко проявляется на сигналы дрессировщика без подкрепления в разнообразных условиях и обстановке, то есть автоматизируется, режим работы видоизменяется и осуществляется в различных вариациях как по частоте повторений, так и временным интервалам в комплексе с другими различными навыками в различных ситуациях.